От свободы слова к диктатуре лайков: что не так с алгоритмами персонализации

Специальный корреспондент
Собака

Собака

Пресс-служба
Команда форума
Private Club
Регистрация
13/10/15
Сообщения
54.900
Репутация
62.390
Реакции
277.090
RUB
0
15 лет назад детище Facebook навсегда изменило лицо соцсетей.

Социальные сети отмечают 15-летие алгоритмов персонализации контента, которые кардинально изменили наше взаимодействие в интернете. Механизмы, впервые внедренные Facebook* в 2009 году, сегодня вызывают острые дебаты о свободе слова и регулировании онлайн-пространства.

За прошедший год правительства по всему миру предприняли ряд мер , направленных на ограничение распространения вредоносного контента и дезинформации в социальных сетях. Так, власти Бразилии временно заблокировали платформу X (бывший Twitter), пока та не согласилась назначить юридического представителя в стране и заблокировать ряд аккаунтов, уличенных в подрыве легитимности последних выборов.

Европейский Союз ввел новые правила, угрожающие технологическим компаниям штрафами в размере 6% оборота и приостановкой деятельности за неспособность предотвратить вмешательство в выборы на своих платформах. В Великобритании новый закон о безопасности в интернете призван заставить социальные сети ужесточить модерацию контента.

В США рассматривается законопроект, который может привести к запрету TikTok, если приложение не будет продано его китайской материнской компанией. В связи с этими событиями и появились споры об ограничении свободы слова и вмешательстве в принципы интернета, заложенные на заре его существования.

Еще в 1996 году американский поэт и скотовод Джон Перри Барлоу в своем эссе, размещенном на 500 веб-сайтах, призывал правительства оставить киберпространство в покое и заявил, что у них нет суверенитета над новым “пространством разума”.

Адам Кандеуб, профессор права и бывший советник президента Трампа, также считает социальные сети инструментом "поляризации", но выступает против их превращения в инструмент социального и политического контроля. Он полагает, что лучший подход – это создание рынка идей и открытость к различным точкам зрения.

Однако концепция "рынка идей" в социальных сетях сталкивается с проблемой алгоритмов, которые определяют, что видят миллионы пользователей при входе в систему. Эксперты утверждают, что персонализация нарушила свободный обмен идеями, который мы наблюдали в ранние дни интернета.

Facebook, один из первопроходцев в области рекомендательных алгоритмов для соцсетей, 15 лет назад запустил систему, которая ранжирует посты на основе пользовательских данных. В результате, материалы на острые и спорные темы стали появляться чаще, так как именно они вызывали наибольший отклик аудитории.

По мнению критиков, социальные сети уже не являются свободными и открытыми площадками для общественных дискуссий. Вместо этого они искажают и драматизируют общественное мнение, раздувая противоречия и заглушая голоса большинства.

Тео Бертрам, бывший вице-президент по публичной политике TikTok, подчеркивает: рекомендательные системы не блокируют контент напрямую, но правила сообщества ограничивают свободу высказываний в соответствии с тем, что сама платформа считает приемлемым.

Эксперты называют нашу эпоху "алгоритмическим обществом". В нем социальные платформы и поисковые системы контролируют речь так же, как раньше это делали национальные государства. Профессор Джек Балкин из Йельского университета полагает, что классические гарантии свободы слова, прописанные в конституции США, уже не могут обеспечить людям реальную возможность быть услышанными.

Новые платформы для ведения блогов, такие как Bluesky, пытаются предоставить пользователям контроль над алгоритмом отображения контента и возродить хронологические ленты, полагая, что это обеспечит менее опосредованный опыт.

Фрэнсис Хауген, информатор Facebook, выступает за хронологическое ранжирование, чтобы "компьютеры не решали, на чем мы фокусируемся". Однако профессор Нараянан подчеркивает, что хронологические ленты тоже не идеальны: популярный контент становится еще популярнее, а некоторые группы пользователей получают непропорционально большое влияние.

Политолог Фрэнсис Фукуяма предлагает "третий путь". Он считает, что нужно разработать специальное программное обеспечение, которое станет посредником между пользователями и соцсетями. Это позволит людям лучше контролировать, какой контент они видят, а независимые сервисы смогут предлагать свои варианты отбора информации, альтернативные встроенным алгоритмам платформ.

Несмотря на все сложности, есть признаки того, что будущее алгоритмов соцсетей может оказаться в руках самих пользователей, а не крупных IT-компаний или политиков. Недавний опрос компании Gartner показал: люди все чаще уходят в закрытые групповые чаты, где общаются только с близкими друзьями и родственниками, отказываясь от публичных постов в соцсетях.

* Компания Meta и её продукты признаны экстремистскими, их деятельность запрещена на территории РФ.






 
  • Нравится
Реакции: XABA
  • Теги
    персонализации контента
  • Сверху Снизу