1 мая 2016 года принят Федеральный закон № 130-ФЗ "О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации". Он меняет ключевые для компаний положения НК РФ. Большинство поправок затрагивает порядок взаимодействия налогового органа и налогоплательщика, в том числе, при налоговых проверках.
Закон довольно объемный, поэтому остановлюсь лишь на некоторых ключевых моментах.
Первое. Теперь налоговые декларации и формы (форматы) к ним будут вступать в силу через два месяца после опубликования, а не как сейчас через 10 дней. Это плюс для бизнеса, так как времени на изучение новой отчетности будет достаточно и вполне ожидаемо сократится количество ошибок и уточненных деклараций.
Второе. Поправки затрагивают порядок подачи пояснений на камеральных проверках по НДС – теперь их можно будет подавать только в электронном виде. Остается и другой вариант – компания сможет представить уточненную декларацию. C 1 января 2017 года пояснения на бумаге налоговые инспекторы принимать не будут. Если не представить нужные документы, то компанию за первое нарушение оштрафуют на 5 тыс. рублей, за повторное нарушение в течение года – на 20 тыс. рублей (ст. 129.1 НКРФ).
Третье. Внесены изменения в п. 2 ст. 140 НК РФ, согласно которым налогоплательщику предоставляется право лично участвовать в рассмотрении апелляционной жалобы в налоговой инспекции. Отмечу, что это будет касаться не всех решений по выездным проверкам, а только тех случаев, когда в случае рассмотрения апелляционной жалобы выявлены противоречия между сведениями, содержащимися в материалах налогового органа, либо выявлено несоответствие сведений, представленных налогоплательщикам, сведениям, содержащимся в материалах налогового органа. Напомню, что ранее апелляционные жалобы всегда рассматривались без участия налогоплательщика, теперь налогоплательщик получит возможность лично высказаться в вышестоящем налоговом органе в защиту своей позиции. Есть надежда, что если этот новый механизм будет работать, то больше решений будет отменяться на стадии апелляционного обжалования.
Четвертое. Компаниям разрешат подавать на проверку документы в виде подшивки. Сейчас налогоплательщики формируют пачки по 150 листов в каждой в соответствии с рекомендациями Минфина (письмо от 29.10.15 № 03-02-РЗ/62336). Новое положение о подшивке закрепят в НК РФ, а ФНС предстоит утвердить правила оформления подшивки и листов в ней.
Это долгожданное и правильное изменение, которое поставит точку в многолетнем споре, как правильно заверять предоставляемые по требованию документы. Ранее многие налоговые инспекции просили заверять каждый лист (!), таким образом, это нововведение уменьшит подчас огромный объем бумажной работы для налогоплательщика.
Пятое. Установлен срок, в течение которого компания должна наладить электронный документооборот с налоговой инспекцией. С 1 июля 2016 года на это будет отведено 10 рабочих дней после возникновения такой обязанности у организации.
Шестое. Внесены изменения в ст. 101 НК РФ, которые затрагивают интересы налогоплательщика и его права на защиту своей позиции. Ранее в НК РФ не было четко прописано, что налогоплательщик вправе по материалам дополнительных мероприятий налогового контроля предоставить свои возражения, а налоговый орган обязан рассмотреть их вместе с дополнительными материалами и актом проверки. Сейчас, если эта процедура будет нарушена, то в соответствии с подп. 14 ст. 101 НК РФ это будет основанием для отмены решения налогового органа.
Текст закона можно скачать во вложении.
Закон довольно объемный, поэтому остановлюсь лишь на некоторых ключевых моментах.
Первое. Теперь налоговые декларации и формы (форматы) к ним будут вступать в силу через два месяца после опубликования, а не как сейчас через 10 дней. Это плюс для бизнеса, так как времени на изучение новой отчетности будет достаточно и вполне ожидаемо сократится количество ошибок и уточненных деклараций.
Второе. Поправки затрагивают порядок подачи пояснений на камеральных проверках по НДС – теперь их можно будет подавать только в электронном виде. Остается и другой вариант – компания сможет представить уточненную декларацию. C 1 января 2017 года пояснения на бумаге налоговые инспекторы принимать не будут. Если не представить нужные документы, то компанию за первое нарушение оштрафуют на 5 тыс. рублей, за повторное нарушение в течение года – на 20 тыс. рублей (ст. 129.1 НКРФ).
Третье. Внесены изменения в п. 2 ст. 140 НК РФ, согласно которым налогоплательщику предоставляется право лично участвовать в рассмотрении апелляционной жалобы в налоговой инспекции. Отмечу, что это будет касаться не всех решений по выездным проверкам, а только тех случаев, когда в случае рассмотрения апелляционной жалобы выявлены противоречия между сведениями, содержащимися в материалах налогового органа, либо выявлено несоответствие сведений, представленных налогоплательщикам, сведениям, содержащимся в материалах налогового органа. Напомню, что ранее апелляционные жалобы всегда рассматривались без участия налогоплательщика, теперь налогоплательщик получит возможность лично высказаться в вышестоящем налоговом органе в защиту своей позиции. Есть надежда, что если этот новый механизм будет работать, то больше решений будет отменяться на стадии апелляционного обжалования.
Четвертое. Компаниям разрешат подавать на проверку документы в виде подшивки. Сейчас налогоплательщики формируют пачки по 150 листов в каждой в соответствии с рекомендациями Минфина (письмо от 29.10.15 № 03-02-РЗ/62336). Новое положение о подшивке закрепят в НК РФ, а ФНС предстоит утвердить правила оформления подшивки и листов в ней.
Это долгожданное и правильное изменение, которое поставит точку в многолетнем споре, как правильно заверять предоставляемые по требованию документы. Ранее многие налоговые инспекции просили заверять каждый лист (!), таким образом, это нововведение уменьшит подчас огромный объем бумажной работы для налогоплательщика.
Пятое. Установлен срок, в течение которого компания должна наладить электронный документооборот с налоговой инспекцией. С 1 июля 2016 года на это будет отведено 10 рабочих дней после возникновения такой обязанности у организации.
Шестое. Внесены изменения в ст. 101 НК РФ, которые затрагивают интересы налогоплательщика и его права на защиту своей позиции. Ранее в НК РФ не было четко прописано, что налогоплательщик вправе по материалам дополнительных мероприятий налогового контроля предоставить свои возражения, а налоговый орган обязан рассмотреть их вместе с дополнительными материалами и актом проверки. Сейчас, если эта процедура будет нарушена, то в соответствии с подп. 14 ст. 101 НК РФ это будет основанием для отмены решения налогового органа.
Текст закона можно скачать во вложении.