Один из НПЗ Рокфеллера, расположенный вблизи Нью-Йорка
Обычно Большой игрой называют противостояние Великобритании и Российской империи за господство в Средней Азии и в особенности в Персии (Иране). Не менее азартно свое место под солнцем отвоевывали и предприниматели, которые решали куда более приземленные задачи, имевшие тем не менее стратегический характер. На рубеже XIX и Экс экс веков центром ожесточенной битвы за мировое господство на рынке нефти стал Баку, тогдашняя нефтяная столица Российской империи. Здесь в начале столетия добывалось около 90% всей российской нефти и почти половина мировой
Мировой нефтяной рынок начинался с Пенсильвании, с ее «нефтяной лихорадки» на рубеже 1850-х и 1860-х годов. Штат «заболел» нефтью после того, как геологоразведчик Эдвин Дрейк по кличке Полковник (это «звание» ему присвоили компаньоны, чтобы он снискал большее уважение местных жителей, обеспокоенных уничтожением при поиске нефти сельскохозяйственных земель) пробурил с помощью паровой машины скважину глубиной около 20 м и начал выкачивать из нее нефть обычной помпой. Этот метод стал основным для мировой нефтяной индустрии. Надо отметить, что на тот момент нефть еще даже не рассматривалась в качестве источника энергии. Основной сферой ее применения оставалась так называемая народная медицина — ее использовали в виде целебных мазей и ароматизаторов, замешанных на всевозможных эзотерических практиках.
В Америке начала XIX века «лекарственную» нефть особенно активно продвигали всевозможные лекари-мошенники, колесившие по городкам страны с чемоданами, полными разнообразных «снадобий» на все случаи жизни. Одним из таких «практикующих лекарей» был «доктор Ливингстон», торговавший чудодейственным «каменным маслом», способным вылечить практически от всех известных болезней. В реальности это была банальная смесь нефтепродуктов со слабительными средствами. Последние, видимо, давали шанс и время «лекарю» покинуть место продажи после того, как покупатель заподозрит неладное. У «дока» было три жены в разных штатах и очень много детей, один из них — Джон Дэвисон Рокфеллер, основатель нефтяной династии и первый в мире долларовый миллиардер.
Масло Каспийского моря
Восхождение Рокфеллера на вершину нефтяного рынка стало возможным благодаря тому, что нефть признали отличным сырьем для производства минерального масла, ставшего в свою очередь источником энергии для городского освещения. Сначала масло для уличных фонарей производилось из угля, а затем был освоен метод прямой перегонки нефти в жидкость, получившей название керосин. Одним из заводов по его производству и стала компания, соучредителем которой был Джон Рокфеллер.В 1857 году небольшой завод по производству керосина появился и в Российской империи — в Баку. Его построил Василий Кокорев, активный предприниматель, занимавшийся всем подряд, от винных откупов до внешней торговли со странами Средней Азии. Производительность завода первого российского нефтепромышленника оставляла желать лучшего, доля керосина в общем выходе у Кокорева не превышала 15% (остальные фракции перегонки нефти в те времена утилизировались самым незамысловатым образом — сжигались или сливались в природные «емкости» рядом с заводами: реки, озера и моря).
Кокорев терпел колоссальные убытки, пытаясь спасти свое предприятие, он приглашал на него разных экспертов, среди них был и молодой Дмитрий Менделеев. Кокореву советы химика понравились, и он предложил Менделееву возглавить предприятие за долю в прибыли. Но будущий автор периодического закона химических элементов предложение не принял, и после его отъезда технологи завода Кокорева так и не смогли добиться выхода на эффективное производство чистого керосина. Получаемый в Баку продукт хоть и мог использоваться для освещения, но проигрывал в качестве и цене керосину, который привозили в Москву и Санкт-Петербург из Северной Америки.
Помимо технологического несовершенства, у российского предприятия была еще одна проблема — транспортная. Керосин из бакинской нефти был очень сложен в доставке. В отличие от продукта с заводов в Пенсильвании, которые были удобно расположены как для национальных потребителей, так и для мирового рынка. Джон Рокфеллер, основавший Standard Oil в 1870 году, со временем сумел установить контроль за транспортировкой нефти и нефтепродуктов, в результате чего всем конкурентам пришлось либо войти в его нефтяной трест, либо разориться.
Дмитрий Менделеев одним из первых в России обратил внимание на транспортную проблему бакинской нефти, решить ее он предлагал строительством нефтеналивных судов и трубопроводов, по которым можно было бы прокачивать нефть с помощью насосов. Но реализовать все это на практике первым сумел вездесущий рокфеллеровский трест.
Изменения к лучшему в Баку начались с приездом в российскую нефтяную столицу в 1873 году Роберта Нобеля, брата Альфреда (будущего учредителя одноименной премии) и Людвига Нобелей. Три брата были сыновьями Эммануила Нобеля, создавшего в Санкт-Петербурге производство подводных мин, а затем и других видов вооружений. Людвиг Нобель сначала работал на заводе отца, потом открыл собственное военное производство, доходы от которого позволяли искать для семейного бизнеса новые рынки и направления.
Роберт Нобель приехал в Баку, чтобы подобрать ольху для прикладов винтовок, которые производил по государственному контракту его брат Людвиг. Но вместо ольхи Нобели нашли на Каспии нефть, потребность в которой быстро росла. В результате все 25 000 рублей, которые Роберту дали на приобретение дерева, ушли на покупку небольшого нефтеперегонного завода.
Понадобилось еще несколько лет, чтобы первая партия «осветительного масла» с завода Нобелей была поставлена в Санкт-Петербург. В новый бизнес втянулся и Людвиг. Он приехал в Баку и выстроил всю систему управления — от администрирования самого предприятия до установления доверительных отношений с наместником императорской семьи на Кавказе.
В 1879 году было зарегистрировано Товарищество нефтяного производства братьев Нобель («БраНобель», «Бр. Нобель») — первая в истории России вертикально интегрированная корпорация, способная добывать, транспортировать и продавать нефтепродукты. Ее председателем стал Людвиг Нобель, производством занимался Роберт, а Альфред, проживавший в Европе, взял на себя финансовую сторону бизнеса.
Нобелям удалось решить проблемы, обозначенные еще Менделеевым. Для перевозки нефти наливом в 1878 году на воду был спущен «Зороастр», первый в мире самоходный паровой нефтеналивной танкер, способный перевозить из Баку в Царицын (ныне Волгоград) до 25 т керосина за один рейс. Так как судоходство по Волге не было круглогодичным, для регулярного сбыта продукции завода вдоль всей реки были выстроены склады, которые обеспечивали бесперебойную поставку керосина поставщикам в течение года.
Но если северный маршрут по Волге, откуда керосин можно было поставлять по всей России и даже в Европу, дался Нобелям относительно легко, то поставки на запад (и дальше на юг) были практически невозможны без создания отдельной транспортной инфраструктуры. В то время, к примеру, в Тифлис (Тбилиси) проще было поставить керосин из Америки, чем из Баку.
Встреча в Батуми
Прокладывать южный маршрут для каспийской нефти стали два нефтепромышленника, которых не устраивала транспортная монополия Нобелей на Волге. После присоединения Батуми к России Андрей Бунге и Сергей Палашковский в 1878 году получили право на строительство железной дороги через Кавказские горы из Баку в Батуми.Собственные силы предприниматели переоценили, поэтому обратились за помощью к Ротшильдам, французской ветви мощного европейского финансового клана. Лидерами этой группы были барон Альфонс, известный своим участием в организации выплаты репараций Францией после ее поражения в войне с Пруссией в 1871 году, и его младший брат Эдмон, финансировавший переселение евреев в Палестину.
У Ротшильдов был нефтеперерабатывающий завод на побережье Адриатического моря, и сотрудничество с Бунге и Палашковским открывало возможности поставок бакинской нефти по фиксированным, удобным для Ротшильдов ценам. Необходимые средства российским предпринимателям Ротшильды выдали под залог их нефтяных месторождений на Каспии. В 1883 году строительство дороги было закончено, Батуми превратился в один из крупнейших нефтяных портов в мире, а Ротшильды закрепились на мировом рынке нефтепродуктов. В 1886 году они создали Батумское нефтепромышленное и торговое общество (БНИТО), построили в Батуми нефтехранилища и организовали точки сбыта. Там же вскоре обосновались и Нобели.
Увидев, что на мировом рынке керосина появились новые мощные игроки, руководство американской Standard Oil начало нервничать. Рокфеллер всегда исходил из того, что договоренность лучше конкуренции, но также понимал, что российские власти не допустят продажи нефтяных предприятий братьев Нобель. Тогда появилась идея выкупить у братьев часть бизнеса, оставив Людвига на посту руководителя компании. Но Нобели отказались. За 10 лет с 1879 года объем нефтедобычи в России увеличился в 10 раз, практически достигнув объемов американской добычи. Но такого обширного рынка сбыта, как у Standard Oil, у бакинских нефтепромышленников не было.
В американском тресте это понимали и после провала переговоров с Нобелями там приступили к военным действиям. В ноябре 1885 года Standard Oil резко снизила свои отпускные цены в Европе, одновременно на рынке начали распространяться слухи об ужасном качестве российского керосина.
В начале 1890-х годов боевые действия чуть не закончились переговорами о создании Ротшильдами, Рокфеллерами и Нобелями всемирного нефтяного синдиката. Считается, что переговоры сорвались по вине Standard Oil, которой не удалось привлечь к соглашению независимых производителей (они в совокупности контролировали около 10% американской добычи). Но главной причиной, скорее всего, стало опасение, что Standard Oil в итоге поглотит всех участников будущего синдиката и получит полную монополию на мировом рынке.
Тем более что попытки поглотить конкурентов по отдельности Standard Oil периодически предпринимала. 14 марта 1895 года, например, было подписано соглашение о союзе Рокфеллеров с Ротшильдами и Нобелями «от имени нефтяной промышленности США» и «от имени нефтяной промышленности России». Американцы получали три четверти мирового рынка, а русские (Ротшильды и Нобели) — 25%. На этот раз негативное отношение к затеянной комбинации выразили российские власти, и сделку пришлось отменить.
Большая распродажа
Ротшильды к тому времени нашли себе транспортную компанию, способную организовать поставки керосина по всему миру. Это была компания, которую создал Маркус Сэмюэл якобы для скупки в порту у возвращавшихся моряков всяких редких вещей, привезенных из дальних странствий. Чаще всего это были различные ракушки, изображение ракушки и стало чуть позже брендом его компании Shell. На самом деле Сэмюэл уже знал о перспективах нефти из поездки в 1890 году на Кавказ, через год он заключил с Ротшильдами контракт на поставку керосина на азиатские рынки, имея на руках очень весомый козырь — исключительное право прохода танкеров (конструкцию которых он изучил в Баку) через Суэцкий канал. У американских конкурентов такого права не было, и их суда были вынуждены огибать Африку, чтобы попасть в Азию. Standard Oil начала кампанию за введение свободного прохода через Суэцкий канал, но свернула ее после вмешательства в это дело членов британской ветви Ротшильдов, которые в 1875 году финансировали покупку Великобританией Суэцкого канала. Вскоре красные баки с керосином от Shell заполонили все рынки Восточной Азии.Таким образом на мировом рынке нефти в конце XIX века тон задавали, по сути, три клана: Рокфеллеры, Ротшильды и Нобели.
На дальнейший ход нефтяной игры начали оказывать влияние уже политические события. После революции 1905 года, которая привела к масштабным социальным волнениям в Баку, остановила добычу и уничтожила многие предприятия, Ротшильды начали собираться на выход. В 1905 году они предложили купить свои российские активы Нобелям и Deutsche Bank, но получили отказ.
К тому времени Shell нашла новые источники нефти, доступ к которым она получила объединившись с голландской Royal Dutch Petroleum Company, владеющей месторождениями в Индонезии (тогда колонии Голландии). В 1907 году компании создали сложную по структуре управления, но единую Royal Dutch Shell.
В 1911 году Ротшильды начали переговоры с Royal Dutch Shell о продаже всего своего нефтяного бизнеса в России, в 1912 году сделка состоялась. В качестве оплаты Ротшильды получили акции обеих корпораций. Таким образом, они вышли из российского бизнеса, но сохранили свои позиции в глобальном нефтяном, породив массу конспиративных теорий о том, как им это удалось сделать незадолго до войны и революции, которая привела к национализации всех активов Royal Dutch Shell в России (помимо бакинских месторождений, компания успела купить и грозненские нефтепромыслы). Время керосина к этому моменту закончилось — на улицах и в домах распространялось электричество. Нефтепродукты стали топливом для транспорта.
Нобели, в отличие от Ротшильдов, проспали революцию в России. Они начали переговоры о продаже своих активов с Royal Dutch Shell в Европе в 1918 году, когда эти активы были формально национализированы советским правительством. И хотя руководители англо-голландской корпорации были уверены в том, что большевики — это ненадолго, они решили посоветоваться с британскими властями, которые и порекомендовали эти переговоры прекратить.
Нобели вышли на Standard Oil, с которой 12 апреля 1920 года был подписан предварительный контракт о продаже российского бизнеса за $11,5 млн. А уже 28 апреля в Баку вошли отряды Красной армии. Несмотря на это, сделка состоялась, и 30 июля 1920 года Рокфеллеры все-таки получили права на бакинскую нефть. Правда, только формально. Так прервалась история реального нефтяного бизнеса в Баку, уступив место сражениям за права на каспийскую нефть в европейских судах и освоению доставшегося советской власти от иностранцев технического наследства. На Каспий иностранные инвесторы вернулись только в начале 1990-х.
Джон Рокфеллер был человеком религиозным и сторонником здорового образа жизни, что позволило ему прожить почти до 100 лет.
Бакинские месторождения стали главным источником энергии для городов и домохозяйств не только России, но и значительной части Европы и Юго-Восточной Азии.
На первых бакинских НПЗ керосина из нефти получали очень мало, после перегонки остатки фракций сжигали или сливали рядом с производством.
Основной тарой для перевозки топлива в XIX и начале Экс экс века были бочки. Тогда и сформировался стандарт цены на нефть — в долларах за баррель (то есть «бочонок» в переводе с английского).
Роберт Нобель, который оказался в Баку случайно, сделал город одной из столиц мирового нефтяного бизнеса и вошел в историю, поверив в его нефтяные перспективы.
Нобели создали танкерный флот и сеть складов, откуда керосин доставляли потребителям зимой. Хабом этой транспортной системы стал Царицын.
Танкерный флот и сеть складов.
Альфред Нобель занимался финансами, а его брат Людвиг руководил промыслами.
Создатель корпорации Shell и партнер Ротшильдов Маркус Сэмюэл в начале Экс экс века стал лорд-мэром лондонского Cити.
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация