Как торговать на маркетплейсах (форма ведения бизнеса, система налогообложения, схема продаж и учет в 1С)

BOOX

Стаж на ФС с 2012 года
Команда форума
Служба безопасности
Private Club
Регистрация
23/1/18
Сообщения
28.964
Репутация
11.595
Реакции
61.834
RUB
50
Развитие интернета, платежных сервисов и служб доставки делают торговлю на электронных площадках все более привлекательным видом продаж для предпринимателей.

Рассказываем о нюансах продаж на маркетплейсах, как начать работу и какой сервис 1С выбрать для учета.

salary-turkey-accrual.jpg


С чего начать свой бизнес на маркетплейсе

Продажа товаров через маркетплейсы – разновидность дистанционной торговли, при которой часть функций по реализации продукции берет на себя электронная торговая площадка (маркетплейс). Маркетплейс – своеобразный посредник между продавцом и покупателем, который предоставляет продавцу услуги по размещению сведений о товарах, обеспечивает их продвижение (рекламу), реализацию и доставку конечным покупателям.

Осуществляя торговлю через маркетплейс, продавец не только экономит на аренде, содержании реальных торговых точек, товарных складов, логистике и зарплате штатных сотрудников, но еще и охватывает максимально возможное число потенциальных покупателей.

Выбор формы ведения бизнеса

Продавать на маркетплейсах от имени физического лица не получится. Торговые площадки предоставляют возможность регистрации новых магазинов только организациям, ИП и самозанятым.

Перед регистрацией магазина на маркетплейсе следует зарегистрироваться в налоговой инспекции в качестве хозяйствующего субъекта – ООО, ИП или самозанятого. Выбор конкретной формы ведения торговой деятельности на маркетплейсе всегда остается за продавцом, а в каждом из вариантов есть как плюсы, так и минусы.

Чаще всего оптимальным вариантом для начинающих продавцов будет работа именно в качестве ИП. Основным преимуществом ИП является минимум обязательной отчетности, представляемой в контролирующие органы, в том числе и в налоговую инспекцию, а также отсутствие законной обязанности по ведению бухгалтерского учета.

Если предприниматель планирует небольшие торговые обороты, то расчетом налогов и сдачей отчетности он может заниматься самостоятельно.
В случаях, когда обороты ожидаются солидные и работать планируется с привлечением деловых партнеров, регистрируется ООО. Обратите внимание, что организация отвечает по своим долгам только своим уставным капиталом (как правило, это 10 000 рублей), а ИП – всем своим имуществом.

Также продавец, желающий вести деятельность через маркетплейсы, может стать самозанятым. Но здесь следует учитывать законодательные ограничения, предъявляемые к самозанятым. Самозанятым запрещено заниматься перепродажей товаров и имущественных прав и иметь наемных работников (ст.4 Федерального закона от 27.11.2018 №422-ФЗ). Соответственно, на маркетплейсах самозанятые могут реализовывать лишь продукцию собственного изготовления, а также работы и услуги, которые выполняют (оказывают) самостоятельно, без привлечения работников.

Кроме того, Минпромторг готовит законопроект с предложением и запретить им привлекать к работе самозанятых. То есть в перспективе самозанятые могут лишиться возможности продвигать свои работы и услуги через маркетплейсы.

Выбор формы ведения бизнеса на маркетплейсе




ООО

ИП

Самозанятый

Регистрация

Для регистрации
требуется
уставный капитал​

Для регистрации
требуется уплатить
госпошлину
(при регистрации
через
интернет
госпошлина
не взимается)​

Постановка
самозанятого
на учет
осуществляется
без взимания
платы​

Расчетный
счет

Для осуществления
деятельности
требуется открыть
расчетный счет​

Для осуществления
предпринимательской
деятельности
требуется расчетный
счет,
чтобы отличать
личные
поступления от
поступлений от
продаж​

Специальный
расчетный счет не
требуется. Деньги
от продаж могут
поступать на
любую карту
самозанятого​

Ведение
бухучета

Требуется ведение
бухгалтерского учета​

Может не вести
бухгалтерский учет​

Не ведет
бухгалтерский учет​

Налоги

Уплачивает налоги
и страховые
взносы за работников​

Уплачивает налоги,
страховые
взносы за себя и за
работников​

Уплачивает только
НПД с выручки,
поступившей
от продажи
товаров и услуг​

Отчетность

Сдает отчетность в
налоговую инспекцию
и СФР​

Сдает отчетность
в налоговую
инспекцию и СФР​

Освобожден от
сдачи отчетности​

Ответствен-
ность

Отвечает по долгам
имуществом и
денежными
средствами,
принадлежащими
организации
(учредители и
участники
ответственности
не несут)​

Отвечает по долгам
всем личным
имуществом и
денежными
средствами,
которые, в том числе
не используются в
предпринимательской
деятельности​

Отвечает по долгам
принадлежащим
ему имуществом
и денежными
средствами​

Налоговый
режим

Может выбрать любую
систему
налогообложения
для торговли на
маркетплейсе

Может совмещать
применение
разных налоговых
режимов

Не может применять​

иные специальные​

налоговые режимы​

или вести​

предпринимательскую​

деятельность,​

доходы от которой​

облагаются НДФЛ​

Доход

Величина
получаемого
дохода не
ограничена
(при УСН – не
более
265,8 млн
рублей, а с 2025
года - не более
450 млн рублей)​

Величина
получаемого
дохода
не ограничена
(при УСН – не
более 265,8
млн рублей, а с 2025
года - не более
450 млн рублей)​

Размер
получаемого
дохода ограничен
суммой в 2,4 млн
рублей​

Продажа
продукции

Может продавать
продукцию
собственного
производства и
продукцию
других
производителей​

Может продавать
собственную
продукцию и
заниматься
перепродажей
продукции,
приобретенной
у других лиц​

Не вправе
осуществлять
перепродажу
продукции. На
маркеплейсах
может продавать
лишь то, что
самостоятельно
изготовил​

Продажа
подакцизных
товаров

Вправе продавать
подакцизную
продукцию​

Может продавать на
маркетплейсах
подакцизную
продукцию​

Не вправе
заниматься
продажей
подакцизной
продукции​

Наемные
работники

Осуществляет
торговлю
на маркетплейсе
через
наемных
работников​

Вправе торговать
на маркетплейсе
самостоятельно
или через
наемных
сотрудников​

Должен вести
торговую
деятельность
самостоятельно,
без привлечения
наемных
работников​

Выбор системы налогообложения

Определившись с формой ведения бизнеса (ООО или ИП), будущий продавец должен подумать и над выбором применяемой системы налогообложения. Это может быть общая система налогообложения (ОСНО), упрощенная система налогообложения (УСН), ЕСХН (для сельхозпроизводителей).

ИП, кроме того, может выбрать патент (ПСН) или налог на профессиональный доход (для самозанятых). Применяя ОСНО, УСН или ЕСХН, предприниматель может совмещать какой-либо из этих режимов с ПСН, переведя на патент один или несколько видов деятельности.

АУСН в 2024 году не подходит для продаж на маркетплейсах, если продажи оформляются договорами комиссии, поручения либо агентскими договорами. Действующее законодательство не разрешает применять АУСН субъектам, ведущим бизнес на основе посреднических договоров (п.21 ст.3 Федерального закона от 25.02.2022 №17-ФЗ). С 1 января 2025 года компании на АУСН смогут осуществлять торговлю на маркетплейсах, если их деятельность не ведется в интересах другого лица (пп.«б» п.1 ст.9 Федерального закона №08.08.2024 № 259-ФЗ).

В настоящее время наиболее популярной для старта бизнеса на маркетплейсах является УСН, поскольку она освобождает налогоплательщиков от уплаты ряда налогов, а также от сдачи соответствующей отчетности.
Обратите внимание, применяя УСН, продавцы должны соблюдать ряд ограничений, в том числе по получаемым доходам (в 2024 году – не выше 265,8 млн рублей, а в 2025 году – не выше 450 млн рублей с учетом коэффициента-дефлятора). Также с 2025 года ряд упрощенцев становится плательщиками НДС.

Приняв решение применять УСН, нужно определиться с выбором объекта налогообложения. Выбор зависит от величины расходов, которые планирует нести продавец. Если расходы минимальны, то в качестве объекта налогообложения подойдут «доходы» (УСН 6%), если же помимо затрат на закупку товаров продавец несет затраты на их доставку, страхование, хранение, аренду помещений и транспорта, то имеет смысл выбрать объект налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов» (УСН 15%).

Обдумать эти вопросы следует заранее, так как система налогообложения и объект налогообложения указываются при регистрации компании в ИФНС. В противном случае будет считаться, что продавец выбрал ОСНО, что для ИП означает уплату НДФЛ, а для ООО – налога на прибыль и НДС.

Также при регистрации нужно указать основной и дополнительные виды деятельности. Для торговли через маркетплейсы основным видом деятельности будет являться деятельность по коду ОКВЭД 47.91 «Торговля розничная по почте или по информационно-коммуникационной сети Интернет».

Выбор учетной программы

После регистрации и постановки на налоговый учет продавец должен определиться с выбором программы, в которой будет осуществляться учет продаж через маркетплейс. Вести учет таких операций можно и вручную, но при большом обороте товаров отследить результаты реализации и актуальные сведения о товарных остатках на складах бывает непросто.

Кроме того, не стоит забывать и об оформлении возвратов товара, а также об учете разного рода скидок, накопительных баллов и прочих бонусов, предлагаемых покупателям в рамках маркетинговых акций. Справиться с этим вручную, своевременно подготавливая необходимую документацию, зачастую просто нереально.
Учет совершаемых на маркетплейсе операций лучше всего доверить специализированной учетной программе.

В 1С для работы с маркетплейсами могут быть использованы следующие учетные решения:
  • «1С:Управление торговлей 8» – учетная система интегрирована с основными маркетплейсами, позволяет автоматически выгружать на них товары, автоматически синхронизировать цены и остатки товаров, а также проводить анализ продаж и получаемых доходов;
  • «1С:Управление нашей фирмой 8» – позволяет выгружать данные о товарах на маркетплейсы, автоматически обновлять цены и остатки, получать уведомления о новых заказах, а также формировать отчеты по продажам на маркетплейсах;
  • «1С:Бухгалтерия 8» – учетная система интегрирована с системой управления складом и позволяет осуществлять автоматическую выгрузку каталога товаров и заказов, подходит для малых, средних и крупных предприятий;
  • «1С:Комплексная автоматизация 8» – учетная система интегрирована со всеми популярными маркетплейсами и позволяет управлять товарами и заказами с нескольких каналов продаж, подходит для крупного бизнеса, реализующего товары через несколько торговых точек, включая маркетплейсы;
  • «1С:БизнесСтарт» – программа для малого бизнеса, не требует знания бухгалтерского учета и подходит для ведения учета самозанятым, ИП и небольшим организациям.

Выбор схемы продаж через маркетплейс

Определившись с выбором формы ведения бизнеса (ИП или ООО), системы налогообложения (ОСНО, УСН, ПСН, ЕСХН или НПД) и применяемой учетной системы, продавец должен выбрать удобную для него схему работы через маркетплейс. От этого будет зависеть и выбор конкретного маркетплейса.
Торговля товарами через маркетплейсы может осуществляться двумя основными способами: по договору комиссии или по договору оказания услуг.

Торговля на маркетплейсе по договору комиссии

По договору комиссии маркетплейс (комиссионер) продает товары покупателям от своего имени, но по поручению и за счет продавца. Маркетплейс в этом случае несет обязанности по позиционированию товаров на своем интернет-ресурсе, их продаже, осуществлению расчетов с покупателями, сопровождению сделок купли-продажи, а также доставке товаров до покупателей. На продавца ложится ответственность только за приобретение и доставку товаров до склада маркетплейса.

В отдельных случаях продавец (если не закажет у маркетплейса платную услугу по ответственному хранению товаров на складе маркетплейса) отвечает и за хранение товаров перед их отправкой на реализацию, их комплектацию, упаковку и сортировку.

По договору комиссии продавец обязан уплачивать маркетплейсу вознаграждение за совершение с покупателями сделок купли-продажи товаров. Размер вознаграждения указывается в договоре, заключаемом с маркетплейсом. Причем если сделка купли-продажи «срывается» по причинам, зависящим от продавца (например, при несвоевременной поставке товара на склад), маркетплейс все равно сохраняет право на комиссионное вознаграждение, а также на возмещение понесенных расходов (п.2 ст.991 ГК РФ).

По общему правилу маркетплейс не отвечает перед продавцом за неоплату товаров покупателями. Исключение составляют случаи, когда на основании договоренности с продавцом маркетплейс берет на себя ручательство за исполнение сделки третьими лицами (делькредере). В случае неисполнения покупателем сделки маркетплейс обязан немедленно сообщить об этом продавцу.

По договору комиссии в настоящее время работают Wildberries и OZON. ООО «Вайлдберриз» (ИНН 7721546864) 5 августа 2024 года товаров на сайте Wildberries в пользу нового оператора сайта ООО «РВБ» (ИНН 9714053621).

Обратите внимание, что 01.07.2024 вступил в силу Федеральный закон от 29.05.2024 №100-ФЗ, утвердивший новый порядок уплаты НДС при реализации товаров из ЕАЭС через электронные торговые площадки (коими и являются маркетплейсы). Теперь российские организации и ИП, реализующие товары через электронные площадки иностранцам из стран ЕАЭС, обязаны уплачивать НДС в бюджет той страны-участника, на территорию которой продают свои товары. В этих случаях отечественные организации и ИП должны встать на учет в налоговых органах соответствующего государства – участника ЕАЭС и производить исчисление и уплату НДС по правилам данного государства.

Торговля на маркетплейсе по договору оказания услуг

Вариант продажи товаров через маркетплейсы по договору оказания услуг строится на том, что торговая площадка уже не выступает в качестве продавца товаров, а является по сути электронной платформой для размещения сведений о продавцах и их магазинах.
Маркетплейс заключает с продавцами договоры платного оказания услуг, предметом которых является ответственное хранение реализуемой продукции и прочие логистические операции, совершаемые электронной торговой площадкой на платной основе в пользу продавца товаров.

По такой схеме работает Яндекс.Маркет. Торговая площадка не продает самостоятельно товары, а лишь предоставляет продавцам услуги по позиционированию товаров на своем сайте, их продвижению, получению оплаты и хранению товаров с набором сопутствующих услуг. Конкретный перечень услуг зависит от содержания заключаемого договора, а также величины вознаграждения, которое получает торговая площадка. Чем выше комиссия, тем больше обязанностей берет на себя маркетплейс.

Если продавец желает значительно сэкономить, то набор услуг, оказываемых маркетплейсом, может ограничиться предоставлением виртуальной витрины и выдачей товаров конечным покупателям. В этом случае на продавце, помимо собственно продажи товаров, лежит обязанность по их упаковке, хранению и доставке товаров в сортировочный пункт или пункт выдачи. За дополнительную плату маркетплейс возьмет на себя функции по хранению и сортировке товаров, проверке их работоспособности, упаковке, доставке до покупателя, а также оформлению возвратов.

При всех равных условиях величина комиссии, которую получает маркетплейс, работающий по первой схеме (по договору комиссии), как правило, будет несколько выше той, которую получает торговая площадка, работающая на основании договоров платного оказания услуг (ответственного хранения и т.д.). Это объясняется повышенной степенью ответственности, которую берут на себя первые маркетплейсы, выступающие, по сути, в качестве самостоятельных продавцов товаров.

Как продавать на маркетплейсе в 1С:БизнесСтарт

Рассмотрим порядок работы с маркетплейсом на примере облачного сервиса для предпринимателей 1С:БизнесСтарт. Чтобы начать работу, предпринимателю нужно и на площадке маркетплейса.

Регистрация на маркетплейсе​

Допустим, ИП планирует работать с Wildberries. Для этого нужно зарегистрироваться на площадке, завести личный кабинет (ЛК WB) и наполнить каталог своими товарами. Wildberries работает по двум основным моделям:
  • FBO – товары продаются со склада площадки;
  • FBS – товары продаются со склада продавца.
Допустим, ИП выбирает схему FBS. Маркетплейс будет принимать заказы и оплаты, а продавец – собирать (упаковывать) заказы по данным от маркетплейса и отвозить их в пункт приема заказов. Затем маркетплейс доставит заказ покупателю и перечислит деньги продавцу за вычетом своей комиссии.

Начальные настройки программы​

При первом запуске программы нужно выбрать вид бизнеса, например, продажа товаров в розницу (рис. 1).


Рис. 1. Выбор вида бизнеса

В этой же форме следует включить флаг Продажи через маркетплейс (рис. 2). В дальнейшем, эти и другие настройки можно будет поменять в настройках функциональности (раздел Настройки – подраздел Функциональность).


Рис. 2. Рекомендуемые начальные настройки

Теперь нужно наполнить справочник Номенклатура. Это можно сделать вручную или загрузить номенклатуру через интернет (перейти в раздел Товары (подраздел Основное) и по кнопке Загрузить выбрать вариант Каталог товаров Wildberries, рис. 3.


Рис. 3. Загрузка каталога товаров из Wildberries

В открывшейся форме Загрузка каталога Wildberries (рис. 4) по умолчанию установлен переключатель По API – именно этот вариант и нужен. Прежде, чем загружать каталог, нужно получить токен (средство идентификации для доступа к ресурсам маркетплейса) и выполнить настройки интеграции с Wildberries.


Рис. 4. Загрузка каталога Wildberries

Для создания токена следует перейти по ссылке Доступ к API в личный кабинет Wildberries (рис. 5).


Рис. 5. Создание токена в личном кабинете Wildberries


В зависимости от того, какие функции будут использоваться для данного токена, потребуется установить категории:
  • Контент – для загрузки карточек товаров;
  • Маркетплейс – для управления остатками на маркетплейсе;
  • Статистика – для загрузки отчетов о продажах.
По кнопке Создать токен формируется уникальная последовательность символов, которая понадобится при настройке интеграции с Wildberries. Перейти к настройкам интеграции можно прямо из формы Загрузка каталога Wildberries по соответствующей ссылке (см. рис. 4).
В форме Настройки интеграции с Wildberries (рис. 6), нужно ввести наименование контрагента Wildberries (ООО «РВБ» – с 04.07.2024), предварительно создав его в списке контрагентов. Удобнее всего это сделать, если ввести ИНН в поле Контрагент и выбрать команду Создать. В поле Токен API следует указать токен, полученный в ЛК WB.


Рис. 6. Настройки интеграции с Wildberries

По кнопке Записать и закрыть вернитесь в форму Загрузка каталога Wildberries. Теперь можно загружать каталог Wildberries. По кнопке Загрузить открывается форма Сопоставление номенклатуры, где будут отражены номенклатурные позиции, загруженные из маркетплейса (рис. 7).


Рис. 7. Сопоставление номенклатуры

В поле Данные моей базы нужно указать товарные позиции, которые соответствуют наименованиям товара маркетплейса. Эти товары можно выбрать из справочника Номенклатура (у нас этот справочник пока пуст) или создать новые номенклатурные позиции. Удобнее всего создать новые позиции по данным, загруженным из маркетплейса. Для этого достаточно выбрать команду Создать по данным контрагента.
После выполнения настроек можно начинать торговлю через маркетплейс.

Передача в маркетплейс информации о доступном товаре​

Сначала нужно оприходовать полученный от поставщика товар (перейти в раздел Товары, открыть подраздел Покупки и создать документ Поступление товаров), рис. 8.


Рис. 8. Поступление товаров

Для старта продаж необходимо передать в маркетплейс данные об остатках (перейти в раздел Товары, открыть подраздел Маркетплейсы и по кнопке Wildberries выбрать команду Передать данные об остатках), рис. 9.


Рис. 9. Передача данных об остатках

При первом запуске обработки Передача данных об остатках программа попросит выбрать склад маркетплейса, по которому будет передаваться информация об остатках (рис. 10).


Рис. 10. Указание склада маркетплейса

Указанный склад добавляется в личном кабинете Wildberries и определяет, помимо прочего, пункты приема заказов, которые будут использоваться.
Далее по кнопке ОК в форме Передача данных об остатках выводятся наименования товаров и их количество. Нужно указать процент от остатка товаров на складе, который планируется передать в маркетплейс (рис. 11).


Рис. 11. Настройка выгрузки товаров об остатках

По кнопке Передать по API данные об остатках, доступных к продаже в маркетплейсе, обновляются, и покупатели смогут из заказать.

Продажи через маркетплейс​

Закончив настройки, остается только ждать заказы от покупателей, которые будут отображаться в личном кабинете. При поступлении заказов ИП их упаковывает и маркирует, после чего передает на склад маркетплейса.
Эту операцию нужно отразить в программе документом Передача на реализацию (рис. 12). Документ доступен в разделе Товары на странице Маркетплейсы.


Рис. 12. Передача товара на реализацию

После того, как маркетплейс получил товары и доставил их покупателю, он готовит отчет для продавца. Этот отчет можно загрузить в программу из личного кабинета WB (раздел Товары – страница Маркетплейсы – команда Загрузить отчеты о продажах, выкупах и списаниях (через API)), рис. 13.


Рис. 13. Загрузка отчета о продажах, выкупах и списаниях

Для загрузки отчета достаточно выбрать период (рис. 14).


Рис. 14. Выбор периода отчета Wildberries

После загрузки отчета в программе автоматически создаются документы, соответствующие операциям, которые произошли с товарами предпринимателя, переданным в маркетплейс. Все сформированные документы доступны в подразделе Маркетплейсы раздела Товары.
Предположим, из отчета Wildberries выяснилось, что из десяти проданных на маркетплейсе единиц товара один товар до покупателя не дошел. Товар был поврежден в процессе доставки, да так, что восстановлению не подлежит. По испорченному товару создается документ Отчет о списании (рис. 15).


Рис. 15. Отчет о списании товара

Еще один товар был продан в Казахстан, и его продажа отразилась в программе документом Отчет комиссионера о розничных продажах (рис. 16).


Рис. 16. Отчет комиссионера о розничных продажах

Если продавец является плательщиком НДС, то реализация товаров в страны ЕАЭС . Тогда при загрузке отчета о продажах формируется документ Выкуп комиссионером, и продавец обязан в течение пяти дней с момента выкупа отправить в адрес маркетплейса УПД со статусом «1».

Восемь товаров нашли своих покупателей в России, что отразилось документом Отчет комиссионера о розничных продажах (рис. 17).


Рис. 17. Отчет комиссионера о розничных продажах

Взаиморасчеты с маркетплейсом​

Вознаграждение маркетплейса за оказанные услуги нужно отразить документом Поступление услуг (рис. 18). Этот документ также можно создать в подразделе Маркетплейсы раздела Товары.


Рис. 18. Вознаграждение маркетплейса

Выручка за проданные товары приходит от Wildberries (ООО «РВБ») за вычетом вознаграждения маркетплейса. Эту операцию нужно отразить документом Поступление на расчетный счет (раздел Деньги), рис. 19.


Рис. 19. Поступление выручки

Операции по банку будут загружаться автоматически при . А если с Wildberries, то учет продаж через маркетплейс в программе будет наиболее эффективным.


 
  • Теги
    маркетплейс
  • Сверху Снизу