Новости ФСБ получит неограниченный доступ к базам данных такси-агрегаторов

Специальный корреспондент
Собака

Собака

Пресс-служба
Команда форума
Private Club
Регистрация
13/10/15
Сообщения
55.157
Репутация
63.040
Реакции
277.488
RUB
0
Доступ будет предоставляться во внесудебном порядке.

image



Федеральная Служба Безопасности (ФСБ) представила проект постановления правительства России, который предоставит спецслужбам во внесудебном порядке доступ к информационным системам и базам данных агрегаторов такси. Конкретно речь идет об электронном мониторинге геолокации и данных о средствах платежа. Документ на портале проектов нормативных правовых актов.

Согласно документу, служба заказа такси, являющаяся организатором распространения информации в Интернете, должна предоставить ФСБ круглосуточный удаленный доступ к информационным системам и базам данных, используемым для получения, хранения, обработки и передачи заказов такси. Проект разработан для выполнения закона о такси, который вступит в силу с 1 сентября 2023 года.

В документе также указывается, что, если служба заказа такси не сможет выполнить запрос ФСБ, она должна обосновать причину невозможности предоставления данных и проинформировать о сроках, необходимых для выполнения запроса. При наличии в запросе пометки "срочно" агрегатор будет обязан предоставить сведения в течение трех рабочих дней, при отсутствии такой пометки - в течение десяти рабочих дней. При этом судебный или процессуальный порядок для выполнения запроса не предусмотрен.








 

Ни с места: зачем спецслужбы хотят получить доступ к геолокации пользователей такси​

TASS-42300083-kopia-64246ab0ae6e9.webp


ФСБ хочет получать от агрегаторов такси информацию о пассажирах, в том числе об их геолокации. Для этого агрегаторы, входящие в реестр организаторов распространения информации в интернете, должны обеспечить «круглосуточный удаленный доступ» к своим информационным системам для спецслужб, следует из проекта постановления правительства, который ФСБ вынесла на общественное рассмотрение. Сейчас единственный агрегатор такси в реестре — «Яндекс Такси». Однако всем, кто еще не вступил в реестр, придется это сделать и делиться информацией со спецслужбами.

Такси тоже в списке​

Федеральная служба безопасности (ФСБ) намерена получить «круглосуточный удаленный доступ» к данным агрегаторов такси, чтобы в том числе получать от них информацию о геолокации и платежах пассажиров, следует из проекта постановления правительства, регулирующего порядок предоставления доступа службы к информационным системам агрегаторов такси. Документ на портале правовой информации 24 марта.

Проект постановления детализирует , который был принят 29 декабря 2022 года. В тексте закона прописана обязанность агрегаторов такси хранить сведения о заказах не менее полугода и предоставлять ФСБ к ним доступ, но не обозначено, как именно спецслужбы будут его получать.

Согласно проекту постановления правительства, агрегаторы, входящие в реестр организаторов распространения информации (ОРИ), должны предоставлять ФСБ (в том числе «в интересах других уполномоченных органов») «круглосуточный удаленный доступ к информационным системам и базам данных» во внесудебном порядке. Документ также расширяет перечень данных «электронным мониторингом геолокации» и «средствами платежа». Предполагается, что постановление вступит в силу с 1 сентября 2023 года одновременно с законом о такси.

Напомним, что понятие ОРИ появилось в законе «Об информации» в рамках так называемого пакета Яровой: к нему относятся различные интернет-площадки, позволяющие получать информацию и общаться между собой пользователям — это соцсети, форумы, интернет-магазины, сайты с отзывами, СМИ. Эти нормы действуют с 2016 года и требуют от сервисов, включенных в реестр ОРИ, предоставлять ФСБ логин пользователя, его паспортные данные, сведения учетных записей в других сервисах, IP-адрес и другую информацию.

Отказать невозможно​

Постановление позволит спецслужбам отслеживать пассажиров такси в режиме реального времени, говорит независимый IT-специалист Филипп Кулин. Он указывает, что в регионах есть еще местные агрегаторы такси, которые вряд ли войдут в реестр ОРИ. «При этом данные, доступ к которым получит ФСБ, в том числе о геолокации, могут утечь на черный рынок и быть обнародованы», — обращает внимание он.

Документ меняет порядок, сроки и особенности предоставления данных агрегаторами такси по запросу спецслужбы, при этом возможность запроса данных есть и на данный момент, поясняют юристы. Сейчас ФСБ необходимо обосновать необходимость своего запроса, а служба такси может отказать в предоставлении информации — тогда разбирательство перейдет в судебную плоскость, отмечает руководитель практики «Цифровое и IT-право» ЮК «Лемчик, Крупский и партнеры» Екатерина Соколова. Согласно проекту постановления, для доступа к информации ФСБ не нужно будет прибегать к судебному разбирательству, а отказать в предоставлении сведений фактически будет невозможно, объясняет она.

«Яндекс Такси» находится в реестре ОРИ с 14 января 2022 года и уже предоставляет ФСБ данные о пассажирах и их сообщениях, обращает внимание руководитель практики интеллектуальной собственности юридической фирмы DRC Владимир Ожерельев. Если раньше пассажиры в целях сохранности своих данных могли использовать службы и агрегаторы, не включенные в реестр ОРИ, то новый порядок закрывает эту возможность. В настоящее время единственным агрегатором такси в реестре является «Яндекс Такси», но, по всей видимости, стоит ожидать включения в реестр и других сервисов, считает Ожерельев.

Поскольку документ расширяет список данных, к которым спецслужба может получить доступ, включая в них данные о геолокации и средствах платежа, то агрегаторам придется модернизировать свои информационные системы, чтобы обеспечить хранение этих данных. Затраты на это лягут на агрегаторы такси, полагает Соколова: «Есть вероятность, что к сентябрю 2023 года не все службы такси смогут организовать соответствующие системы».

От порога до порога​

За последние пару лет рынок агрегаторов такси в России значительно поредел в количестве участников после консолидации или ухода игроков из страны. Так, в начале 2021 года «Яндекс» активы компании «Везет». В феврале 2022 года с российского рынка китайский Didi. В марте 2022 года об окончании работы «Ситимобил», активы компании у «Сбера» и VK People&People, а в inDriver , что доля России в основном бизнесе компании небольшая и продолжает снижаться, а команда будет «становиться все более международной», по сути, отказавшись от развития в России. В июне 2022 года работу в России и Gett.

На рынке осталось не так много агрегаторов такси, поэтому инициатива не должна сильно ударить по экономике и расходам бизнеса: обеспечивать доступ к информации придется нескольким компаниям, у которых есть необходимые ресурсы, указывает представитель People&People («Ситимобил», «Грузовичкоф», «Таксовичкоф») Екатерина Зубенина.

Пользователи идентифицируются сервисом только по номеру телефона, который можно поменять в любое время, отмечает представитель «Максим» Павел Стенников. Агрегаторы сохраняют информацию о дате заказа, маршруте поездки и способе оплаты — безналичными или наличными средствами, добавляет он. «Действующее законодательство позволяет правоохранительным органам запрашивать информацию о поездках, а организации обязаны ее предоставить. Зачем ФСБ нужен прямой доступ к базам данных агрегаторов и как это будет организовано технически, мы пока не знаем», — отмечает Стенников.

В «Яндексе» отказались от комментариев. В ФСБ не ответили на запрос.

 
Сверху Снизу