Новости «Денег нет, делайте что хотите»: судьба геймстудий

Ralhf

Модератор
Команда форума
Модератор
Private Club
Регистрация
8/3/17
Сообщения
6.501
Репутация
7.054
Реакции
19.796
RUB
1.048
Депозит
42 рублей
Сделок через гаранта
1
1655965163161.png

За последний месяц на российский рынок разработки игр вышли 2000-2500 человек, которые потеряли работу, выяснил Forbes. Некоторые игровые проекты закрылись, другие сократили часть персонала, а оставшихся сотрудников перевели на зарубежные юрлица. Проблемы в игровой индустрии связаны со сложностями ввода денег в Россию, токсичностью местного рынка и отсутствием перспектив в будущем, считают эксперты

Через четыре дня после начала «спецоперации»* России на Украине сотрудники якутской компании ООО «Майтона» получили письмо (Forbes ознакомился с его содержанием), в котором говорилось, что для них, «как и для многих других IT-компаний России, настали сложные времена», а для индустрии разработки игр новости становятся все тревожнее «с каждым днем и каждым часом».

«Временное или длительное отключение России от внешних сервисов, в том числе интернета, на сегодняшний день, к сожалению, не является основным риском. Все мы знаем, что наш издатель MYTONA PTE LTD находится в Сингапуре. И всего лишь пару часов назад новость о том, что Сингапур также присоединяется ко всем санкциям касательно российских банков и переводов в сторону России», — говорилось в письме. Из него также следовало, что компании «Майтона» нужно перейти на режим экономии, поэтому руководство приостанавливает выплату премиальной части и бонусов, оставляя фиксированную часть зарплаты, останавливает аренду офисных помещений и ограничивает набор новых сотрудников. Разработчиков, которые хотели бы релоцироваться или уже начали этот процесс, в письме попросили заполнить опросник. «Нам нужно знать ваши планы, так как MyTona Singapore готовится к заключению прямых договоров с релоцирующимися с оплатой в USD», — следует из сообщения для сотрудников.

Основатели MyTona Алексей и Афанасий Ушницкие не ответили на запрос Forbes.

MyTona, которая была создана в Якутске в 2012 году, а к 2020 году до 1000 сотрудников — не единственный разработчик игр, который испытывает трудности с бизнесом в России. По словам продюсера студии Owlcat Games Максима Фомичева, за последние три-четыре недели на рынок труда в геймдеве вышло около 2000-2500 человек.

Почему игровые студии увольняют сотрудников и как они это делают?

Амбициозные планы


С частью сотрудников в феврале-мае 2022 года расстался разработчик и издатель мобильных игр Playgendary, рассказали Forbes три бывших сотрудника компании, попавших под сокращение. «Некоторые проекты, на которые руководство возлагало большие надежды, не показали тех метрик, которые были нужны компании, в связи с этим их закрывали», — рассказал один из экс-сотрудников Playgendary. Он отказался уточнить название проектов из-за NDA (соглашение о неразглашении информации), но отметил, что никаких обновлений для этих игр компания выпускать больше не будет. Сейчас на сайте компании в разделе игр 18 проектов.

По словам собеседника Forbes, в компании работали 500-600 человек, из которых 150-200 было были уволены. Экс-сотрудник отметил, что в мае из-за «ситуации в мире» Playgendary закрыла российский офис в Санкт-Петербурге, а действующим сотрудникам предложила релокацию.

В Playgendary не ответили на запрос Forbes.

Основателем игровой студии является белорус Дмитрий Шеленговский, из его профиля в соцсети LinkedIn , что он живет в Сан-Франциско. Штаб-квартира компании на Кипре, а у ее проектов — более 250 млн активных пользователей. Несмотря на сокращения персонала, у Playgendary 19 вакансий на сайте, три из которых — координаторы по релокации в Армению, Грузию и Узбекистан. Остальные позиции предполагают удаленную работу или работу из Лондона и Лимассола.

«Сейчас проще сократить людей, а потом «там» добрать новых», — говорит игровой продюсер Влад Мищенко. По его словам, причина этого в основном в банках, которые не переводят или «с большим скрипом» переводят деньги в Россию. Кроме того, из-за курса валют российские кадры стали намного дороже, отметил Мищенко. «Плюс влияет токсичность: банки, магазины игр, организаторы больших индустриальных и игровых мероприятий в последние месяцы смотрят на то, как компания связана с Россией. Таких связей стараются избегать», — сказал он.

Еще одна компания, которая сократила несколько десятков своих сотрудников — издатель и разработчик онлайн-игр 101xp, рассказал Forbes один из сотрудников компании, который попал под сокращение, и подтвердил источник, близкий к компании. Представитель 101xp отказался от комментариев, основатель компании Александр Руженцев не ответил на запрос Forbes.

По словам сотрудника 101xp, который попал под сокращение, официально компания не делала никаких заявлений, с каждым сотрудником «говорили лично», а сокращения называли «реструктуризацией». Тем не менее увольнения могут быть связаны со «спецоперацией», так как 101xp заморозила партнерские запуски проектов, в том числе несколько проектов, которые уже были готовы или находились в работе, отметил собеседник Forbes. Он добавил, что сокращение предполагает лишь «выплату неотгуленного отпуска» без дополнительной компенсации. По его словам, 101xp не собирается закрывать офис в России, хотя с момента начала пандемии COVID-19 количество этажей и комнат, которые компания арендовала под офис в «Сколково», постепенно сокращалось.

Другой разработчик мобильных игр и приложений Green Grey в одностороннем порядке разорвал контракты с внешними студиями, для которых он выступал как инвестор, совладелец и издатель, рассказали Forbes два источника, близких к внешним студиям. Речь идет о студиях Infusion Games, NPU Games и Developers Unknown, в которые Green Grey $2,5 млн, $800 000 и $4 млн соответственно в 2021 году.

«Просто позвонили и за две минуты сказали — денег нет, делайте что хотите. Никаких переговоров о компенсациях, погашении задолженностей и передаче прав на проекты нет. Никаких разговоров о банкротстве или ликвидации, тем более никаких предложений о продолжении работы», — рассказал источник, близкий к одной из студий. По его словам, около 150 людей из трех студий остались без выплат, а все расходы по дальнейшей разработке игр или закрытию компаний остались на их руководителях, добавил он. По словам собеседника Forbes, в Green Grey заявили, что деньги компании в валюте заблокированы и вывести их из-за рубежа не получается. «В марте мы зафиксировали бюджет в рублях, но внезапно евро обесценился, и деньги вместо сентября кончились в июне», — добавил он.

Руководитель студии Infusion Games Сергей Беляев подтвердил Forbes, что Green Grey частично прекратил финансирование. По его словам, сейчас завести деньги в Россию практически невозможно: с этим столкнулся и Green Grey на глобальном уровне. Беляев добавил, что партнерские отношения Infusion Games и Green Grey не ограничиваются прямыми инвестициями и компания получает ресурсы, «но не через прямые инвестиции».

Руководители студий NPU Games и Developers Unknown не ответили на запрос.

Основатель Green Grey Дмитрий Морозов заявил Forbes, что все вложения в студии были его частными инвестициями, а частью Green Grey студии не являлись. «Студии продолжают самостоятельно развиваться, за исключением NPU Games, которая как структура распадется на отдельные проекты», — сказал Морозов. Он добавил, что у него было «много амбициозных планов» по росту и найму людей, но планы поменялись после 24 февраля.

Микс причин


«Когда «Сбер» под блокирующие санкции, было очевидно, что для SberGames это конец», — говорит топ-менеджер одной из игровых студий. По его словам, частные компании еще могут «химичить», работать и тут, и там, а у публичной российской топовой компании под санкциями — ноль шансов продолжать деятельность», —отметил он. Игровое подразделение SberGames банк учредил в апреле 2021 года, а в июне 2022 года оно закрылось. У подразделения могли быть проблемы с публикацией проектов в Google Play и App Store из-за санкций в отношении «Сбера», «Коммерсантъ». «Сбербанк только начал развивать проект и «спалил» не так много денег, у него еще не было готовых продуктов, поэтому единственным вариантом было его закрытие», — отметил топ-менеджер одной из игровых студий. Над SberGames работали около 200 человек, значительная часть из них попадет под сокращение, отмечал «Коммерсантъ».

Еще 600 человек из гейм-индустрии безработными, когда свое юрлицо в России закрыла литовская студия Game Insight в середине июня. «Платежи из Прибалтики уже давно не ходили в Россию, а после того, как Литва Россию террористическим государством, за денежный перевод туда можно было попасть в тюрьму», — объясняет мотивацию Game Insight топ-менеджер одной из игровых студий. По игрового издания App2Top, все российские активы Game Insight были переданы новому топ-менеджменту, которого ранее в компании никто не знал: перед ним поставили задачу законно ликвидировать организацию.

Менеджер проекта Guns of Boom в студии Game Insight Мечислав Прокофьев рассказал Forbes, что 14 июня после окончания рабочего дня сотрудники ООО «Гейм Инсайт» получили письмо на электронную почту, из которого следовало, что компания приняла решение о добровольной ликвидации. На следующий день сотрудникам начали отключать доступы к различным рабочим сервисам, отметил он. По словам Прокофьева, до сих пор работодатель не связался с сотрудниками и у них нет уверенности, что 24 июня будет выплачена заработная плата.

Кроме того, на прошлой неделе компания-разработчик мобильных игр Plarium офис в Краснодаре и ликвидировала ООО «Плариум-Юг», штат которой составлял 500 человек.

По данным « », ООО «Плариум-Юг» зарегистрирована в 2011 году в Краснодаре. 99,9% компании принадлежит кипрской Plarium Cyprus LTD, еще 0,1% — израильской Plarium Global LTD, которую возглавляет Анифе Базирова. В 2021 году выручка компании составила 1,2 млрд руб., прибыль — 84,6 млн руб.

На сайте «Плариум-Юг» отмечается, что компания начинала работать в 2009 году с небольшими казуальными проектами. Сейчас она выпускает масштабные мобильные и браузерные игры. Штат компании составляет около 500 человек. Офис в Краснодаре является единственным представительством компании в России. Также у Plarium есть еще семь студий в США, Украине и Израиле, в которых в совокупности работают 1,8 тыс. человек. Среди основных проектов компании — Raid: Shadow Legends, Vikings: War of Clans, Terminator Genisys: Future War и Hustle Castle.

«Ужасный курс рубля, очень тяжело проводить платежи, никогда не знаешь, когда тебе забанят средства разработки, например, движки, на которых ты работаешь. А поскольку весь софт по Saas-модели, то в случае их отключения в России из них практически невозможно будет достать свои данные», — перечисляет причины ухода игровых компаний из России основатель Helio Games Сергей Орловский.

С ним согласен основатель проекта rawg.io Гаджи Махтиев, по словам которого закрытие проектов в России — это микс из нескольких причин. «Ну и банально некоторые не видят перспектив на местном рынке: можно те же усилия потратить на международную экспансию и получить больше профита», — подытожил Махтиев.
 
Сверху Снизу