«День Шакала»: увлекательный триллер с Эдди Редмэйном в роли киллера-хамелеона

Ralhf

Модератор
Команда форума
Модератор
Private Club
Регистрация
8/3/17
Сообщения
6.540
Репутация
7.154
Реакции
19.827
RUB
1.048
Депозит
42 рублей
Сделок через гаранта
1
1732442440605.png

В начале ноября на стриминговом сервисе Peacock вышел мини-сериал «День Шакала» с Эдди Редмэйном в роли расчетливого наемного убийцы. Проект стал таким популярным, что его уже продлили на второй сезон. Авторы переносят классический сюжет Фредерика Форсайта в современность, размышляют о притягательности зла и тяготах семейных отношений. Историк кино Александра Сидорова рассказывает, каким получился сериал и чем он так привлекает зрителей

Еще одна адаптация: от президента к техномагнату​

Роман «День Шакала» был написан в 1971 году бывшим репортером Фредериком Форсайтом, который вдохновлялся собственными журналистскими заметками о покушении на президента Франции Шарля де Голля в 1962 году. В качестве завязки Форсайт выбрал реальную историю, которую затем мастерски развил в художественном тексте: после многолетней войны президент вынужденно признает независимость Алжира, бывшей французской колонии, и этим решением недовольна ультраправая организация OAS. Она нанимает главного героя — расчетливого и интеллектуального киллера-анонима, чтобы убить президента.

На экран историю Шакала переносили уже два раза. Классическую экранизацию Фреда Циннемана 1973 года вслед за книгой часто называют политическим триллером, в нем государственные перипетии были чрезвычайно важны для сюжета. В 1997 на экраны вышла вольная адаптация романа с Брюсом Уиллисом и Ричардом Гиром в главных ролях. Фильм не пришелся по вкусу ни зрителям, ни критикам, ни Форсайту — он даже подал с целью запретить упоминание книги при промоушене фильма. В итоге картина вышла в прокат под названием «Шакал», а не «День Шакала».

В сериале 2024 года история де Голля могла быть интересно адаптирована в контексте современного антиколониального дискурса, однако авторы не решаются на подобный эксперимент. На месте этого героя в адаптации — технологический магнат Улле Даг Чарльз. Компания миллиардера вот-вот выпустит программу, способную разоблачать тайные финансовые потоки по всему миру. Поэтому зказчиком теперь выступает не глава вооруженной радикальной организации, а пожилой капиталист в смокинге, который не готов прощаться с нажитыми богатствами. Так, в новой версии «Дня Шакала» политическая линия заменена на проблемы социального неравенства, показанные довольно просто.

Следователь как двойник убийцы​

Сериал открывает сцена убийства немецкого политика-популиста. Шакалу удается сделать точный выстрел с беспрецедентно далекого расстояния, а затем уйти незамеченным. Новость о громком преступлении и его выдающемся авторе облетает всю Европу. Появляются подозрения о связи анонимного киллера с оружейником из Великобритании. За расследование берется Ми-6 и его амбициозная сотрудница, эксперт по оружию Бьянка (Лашана Линч).

Безусловно, главная точка притяжения сериала — британский актер Эдди Редмэйн, исполнивший роль Шакала. Он рисует образ убийцы полутонами, избегая открытых красок-эмоций: его чувства и мысли ускользают от зрителя. Кажется, что герой носит маску даже наедине с собой. В пластике Редмэйна, полюбившегося зрителям в образе милого и неуклюжего зоолога Ньюта Саламандера, на этот раз видится хищная рептилия, которая холодно и неспешно составляет план нападения, но в нужный момент действует быстро и решительно.


2-1669515-kopia-67403e42c962b.webp

Кадр из фильма «День шакала»
Внешняя сдержанность Шакала сочетается с внутренним зарядом агрессии, и одновременно герой Редмэйна наделен понятными человеческими чертами: любит наблюдать за птицами, вступается за единственного друга и болтает по видеосвязи с сыном. Зло в сериале выглядит харизматично и привлекательно.

Лашана Линч знакома зрителю как агент 007 из картины «Не время умирать» (2021) — в сериале она снова играет сотрудницу МИ-6, но ее актерская работа кажется незрелой и теряется на фоне Редмэйна. Известная ролями второго плана, Линч не выдерживает давления экранного времени и скатывается в довольно однотипные эмоции и реакции, даже в сценах общения с мужем и дочерью.

50502771-4716491-67403ee67b629.webp

Кадр из фильма «День шакала»
У киллера тоже есть семья — жена-испанка Нурия (Урсула Карбера) и маленький сын. В первых эпизодах мы не понимаем, что связывает Шакала с близкими — любовь, расчет, страх одиночества? Герой Редмэйна остается непроницаемым для зрителя. Вокруг подозрений Нурии о незаконной работе мужа построена по-своему комичная линия семейного расследования. Вместе с простоватым братом и тревожной матерью она разбирается, откуда взялись миллионы, на которые построен их шикарный дом.


Сравнение героев приводит авторов сериала к рассуждениям о гендерном неравенстве в семейных отношениях. Женщина-следователь, которая сутками пропадает на работе, выглядит бесчувственной эгоисткой, а мужчина-киллер в той же ситуации — добытчиком, заботящимся о финансовом благополучии близких.

В целом, несмотря на минималистичную игру Редмэйна, его герой-убийца постоянно оказывается ближе и понятнее зрителю, чем агент МИ-6, готовая губить новых и новых людей ради карьерных успехов. Сценарий рифмует следователя и убийцу: серия за серией они сталкиваются с похожими вызовами, подолгу не видятся с семьей и не гнушаются средств, оправданных целью — так условные полюсы добра и зла отражаются друг в друге.

Все и сразу​

«День Шакала» очевидно вдохновлен не только романом Форсайта, но и фильмами о Джеймсе Бонде. Ассоциации с агентом 007 вызывают не только общие актеры, но и постоянные перемещения героев по Европе: от Испании до Беларуси. Страны и города сменяются на экране с периодичностью монтажных склеек: вот Шакал празднует день рождения сына в Испании, вот — решает вопросы в Мюнхене, а вот — готовится к покушению в Таллине. В пятой серии появляются отсылки и к классическому фильму «Апокалипсис сегодня» Фрэнсиса Форда Копполы.

1669516-67403edb0d5bc.webp

Кадр из фильма «День шакала»
Серии вообще сделаны с размахом: карусель локаций, обилие музыки, зрелищные экшн-сцены, отсылки к известным фильмам — что угодно, только бы зритель не скучал. Сериал, как лоскутное одеяло, соткан из известных зрителям сюжетов и клише: от сравнений следователя и преступника до предателя в разведке. «День Шакала» может показаться даже уютным в своей неоригинальности — иногда бывает приятно погружаться в знакомые истории. Возможно, это одна из причин сегодняшней запредельной популярности ремейков и адаптаций.

Вопреки подводящему авторов чувству меры, смотреть «День Шакала» довольно увлекательно. Сценарист Ронан Беннет, известный многосерийным криминальным триллером «Главарь» (2011-2023), рассказывает историю умело и со знанием законов жанра — сюжет не лишен неожиданных поворотов, а эпизоды обрываются в самых напряженных моментах. И в центре всего бесподобный Эдди Редмэйн, ради которого можно посмотреть и менее интересное шоу.

 
Сверху Снизу