В интернете уже давно работают компании, называемые брокерами данных, которые собирают беспрецедентные объёмы личной информации о миллиардах людей по всему миру, но мало кто осознаёт истинный масштаб их деятельности.
И не всякий знает, что в некоторых случаях можно запросить удаление этой информации.
Сегодня тщательно собирается, упаковывается и продаётся с целью извлечения прибыли каждое действие человека в интернете: каждый клик, покупка и каждый «лайк». Агрегированная персональная информация в этих условиях оказываются ценным товаром, что доказывает мировая индустрия брокеров данных. И с развитием инструментов искусственного интеллекта возникает риск, что объёмы извлекаемых сведений ещё сильнее вырастут, а мир брокеров данных, и без того непрозрачный, станет ещё более агрессивным. Это усиливает опасения по поводу конфиденциальности данных.
По словам 67 % американцев, они мало или вообще ничего не понимают, что компании делают с их персональными данными, показали результаты исследования, проведённого Pew Research в 2023 году — в 2019 году таких было 59 %. И большинство (73 %) американцев считает, что у них «мало или совсем нет контроля» над тем, что компании делают с их информацией.
Среди крупнейших игроков, по версии профильного сервиса OneRep, значатся Experian, Equifax, TransUnion, LexisNexis, Epsilon (ранее Acxiom) и CoreLogic, а также службы поиска людей Spokeo и Intelius. Эти компании работают в нескольких отраслях, обрабатывая как общедоступную информацию, так и закрытые конфиденциальные данные.
Они предлагают различные услуги: маркетинговую аналитику, оценку кредитоспособности и проверку биографических сведений — при этом у них сформированы процедуры запроса собранных о себе данных или запроса на их удаление. Впрочем, компания может по-разному отреагировать за запросы из разных стран и даже штатов США.
Ниже приводятся типы информации, которую обычно собирают брокеры данных, по словам опрошенных
Американские потребители имеют возможность отказаться от передачи своей личной информации некоторым брокерам данных, а также запросить её удаление — в отдельных случаях такой запрос обрабатывается всего один рабочий день. Но эта процедура иногда оказывается намеренно усложнённой, указывают эксперты, а ранее удалённые персональные данные могут опять появиться в той же базе, но уже из других источников. Существуют также службы, преимущественно платные, которые берут на себя составление и отправку запросов на удаление данных у разных операторов.
Тем же, кто решит действовать самостоятельно, рекомендуется выполнить поиск своей персональной информации через Google и связаться с администрациями сайтов, где эта информация может обнаружиться. Или произвести поиск на ресурсах самих брокеров данных — у них же может быть форма запроса на удаление. В некоторых случаях, вероятно, потребуется решать вопрос в судебном порядке.
Перспективы отрасли брокеров данных включают в себя как положительные, так и отрицательные аспекты. С одной стороны, развитие ИИ способно значительно упростить работу этим компаниям. С другой, защитой от них могут стать блокчейн, технологии повышения конфиденциальности, а также развитие законодательной базы. Но пока соответствующие нормы не приняты, брокеры данных продолжат собирать максимально возможные объёмы информации — для них это источник дохода, и чем больше информации о каждом человеке собрано, тем она точнее, а значит, дороже.
И не всякий знает, что в некоторых случаях можно запросить удаление этой информации.
Сегодня тщательно собирается, упаковывается и продаётся с целью извлечения прибыли каждое действие человека в интернете: каждый клик, покупка и каждый «лайк». Агрегированная персональная информация в этих условиях оказываются ценным товаром, что доказывает мировая индустрия брокеров данных. И с развитием инструментов искусственного интеллекта возникает риск, что объёмы извлекаемых сведений ещё сильнее вырастут, а мир брокеров данных, и без того непрозрачный, станет ещё более агрессивным. Это усиливает опасения по поводу конфиденциальности данных.
По словам 67 % американцев, они мало или вообще ничего не понимают, что компании делают с их персональными данными, показали результаты исследования, проведённого Pew Research в 2023 году — в 2019 году таких было 59 %. И большинство (73 %) американцев считает, что у них «мало или совсем нет контроля» над тем, что компании делают с их информацией.
Люди не осознают, что даже их номер телефона может использоваться брокерами данных или недобросовестными лицами для раскрытия крайне конфиденциальной информации: номера социального страхования, домашнего адреса, электронной почты и даже данных о семье. Крупные игроки в этой отрасли продают информацию ответственно, а мелкие и неизвестные могут обходить правила, нарушать этические границы и использовать персональные данные граждан так, что это может причинить им вред.
Среди крупнейших игроков, по версии профильного сервиса OneRep, значатся Experian, Equifax, TransUnion, LexisNexis, Epsilon (ранее Acxiom) и CoreLogic, а также службы поиска людей Spokeo и Intelius. Эти компании работают в нескольких отраслях, обрабатывая как общедоступную информацию, так и закрытые конфиденциальные данные.
Они предлагают различные услуги: маркетинговую аналитику, оценку кредитоспособности и проверку биографических сведений — при этом у них сформированы процедуры запроса собранных о себе данных или запроса на их удаление. Впрочем, компания может по-разному отреагировать за запросы из разных стран и даже штатов США.
Ниже приводятся типы информации, которую обычно собирают брокеры данных, по словам опрошенных
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
экспертов по вопросам конфиденциальности.- Основные идентификаторы: полное имя, домашний адрес, номер телефона и адрес электронной почты.
- Финансовые данные: кредитные рейтинги и история платежей.
- История покупок: что потребитель ищет в интернете, что и где покупает, и как часто покупает определённые продукты.
- Данные о здоровье: медикаменты, заболевания, а также взаимодействие потребителя с приложениями или сайтами, связанными со здравоохранением.
- Поведенческие данные: информация о том, что человеку нравится, не нравится, и какие типы рекламы он, вероятно, будет смотреть.
- Данные о местоположении в реальном времени: данные спутниковой геопозиции из приложений, которые отслеживают поездки потребителя, где он совершает покупки и как часто посещает определённые места.
- Предположительные характеристики: на основе истории просмотра и потребления медиа — посещения сайтов, чтения статей, просматриваемых видео — брокеры данных составляют сводку об образе жизни человека, его доходе, предпочтениях, религиозных или политических убеждениях, хобби и даже вероятности благотворительного пожертвования.
- Отношения с семьёй, друзьями и коллегами: анализируя связи с друзьями, контактами в соцсетях и мессенджерах, брокеры данных могут составить карту отношений отдельного человека и даже отслеживать, как часто он взаимодействует с определёнными лицами, чтобы оценить глубину этих связей.
Полностью скрыться современный человек уже не может, но в его силах выработать новые привычки и овладеть новыми средствами, которые ограничат раскрытие данных. Например, некоторым мобильным приложениям следует ограничить доступ к геопозиции, в отдельных случаях лучше отказываться от сохранения файлов cookie и воздерживаться от публикации личных данных в интернете. Поможет применение защищённых браузеров и блокировщиков трекеров.
Американские потребители имеют возможность отказаться от передачи своей личной информации некоторым брокерам данных, а также запросить её удаление — в отдельных случаях такой запрос обрабатывается всего один рабочий день. Но эта процедура иногда оказывается намеренно усложнённой, указывают эксперты, а ранее удалённые персональные данные могут опять появиться в той же базе, но уже из других источников. Существуют также службы, преимущественно платные, которые берут на себя составление и отправку запросов на удаление данных у разных операторов.
Тем же, кто решит действовать самостоятельно, рекомендуется выполнить поиск своей персональной информации через Google и связаться с администрациями сайтов, где эта информация может обнаружиться. Или произвести поиск на ресурсах самих брокеров данных — у них же может быть форма запроса на удаление. В некоторых случаях, вероятно, потребуется решать вопрос в судебном порядке.
Перспективы отрасли брокеров данных включают в себя как положительные, так и отрицательные аспекты. С одной стороны, развитие ИИ способно значительно упростить работу этим компаниям. С другой, защитой от них могут стать блокчейн, технологии повышения конфиденциальности, а также развитие законодательной базы. Но пока соответствующие нормы не приняты, брокеры данных продолжат собирать максимально возможные объёмы информации — для них это источник дохода, и чем больше информации о каждом человеке собрано, тем она точнее, а значит, дороже.
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация